Я очень люблю классическую музыку. Вариации Гольдберга Иоганна Себастьяна Баха занимают в моей музыкальной коллекции видное место. Изначально эта музыка была написана для клавесина. Сегодня можно найти множество вариантов исполнения Вариаций. Из всех этих вариантов мне долгое время ближе всего было гитарное переложение Курта Родармера.
Пианисты, которое это играли, почему-то не вызывали во мне достаточно сильных ощущений. Как-то сухо всё это у них выходило. Так было до тех пор, пока я не услышал Вариации Гольдберга в исполнении Гленна Гульда. Эта, хорошо знакомая мне музыка, так потрясла меня в его исполнении, что я заинтересовался личностью Гульда. Как оказалось – не зря.
Человек это очень интересный. И мои ощущения от его игры испытывают многие люди на Земле. Гленн Гульд покинул этот мир в 1982-м году, но до сих пор он – одна из крупнейших фигур музыкальной вселенной. Кстати, моё открытие Гленна Гульда шло постепенно, и лишь совсем недавно оно состоялось, так сказать, в полной мере. Это открытие совпало по времени с еще одним открытием – системно-векторной психологией Юрия Бурлана. Через призму системно-векторной психологии очень интересно рассматривать самые разные жизненные явления, и гений Гленна Гульда – не исключение.
Гленн Гульд – звуковик
«Человек, реализовавший себя в мировых масштабах, настоящий гений, без сомнения, должен был получить прекрасное воспитание», - размышлял я. Это действительно так – без правильного воспитания, правильного развития в детстве врожденных качеств человека, он не сможет, в зрелом возрасте, нормально себя реализовать. Без сомнения, у Гленна Гульда присутствовал звуковой вектор. Это очень сложный вектор, обладатели которого, в развитом и реализованном состоянии, могут по праву называться гениями.
Если развития или реализации не хватает – мы можем получить замкнутого, опасного для себя и для других человека. Он способен на массовые убийства, он способен и на суицид. При этом движет им не желание лишить жизни, а, в случае с самоубийством – желание перейти в другое состояние, избавиться от тела. В случае с массовыми убийствами, он хочет реализовать какую-то, порой ему одному понятную, идею. Но вернемся к реализованным и развитым звуковикам.
Кстати, приведу здесь рассуждения, которые позволили мне считать, что Гленн Гульд – обладатель звукового вектора. Он был интровертом – на грани аутизма. Человек не от мира сего. Эксцентричный. Обладал идеальным слухом. Постоянно что-то напевал. Даже играя на рояле. Очень неохотно шёл на контакт с другими людьми, но, в то же время, движимый внутренними желаниями, всю свою сознательную жизнь служил людям, пытаясь раскрыть им (и себе) что-то такое, что скрывает музыка. Любимые цвета Гленна Гульда: «серый, как авианосец, и темный голубой». И, наконец, он – признанный гений от музыки. На мой взгляд, только этого (хотя можно привести еще множество признаков), достаточно, чтобы признать в Гленне Гульде звуковика.
Как воспитывали гения
Он был единственным, желанным, долгожданным ребенком. Гленн родился в обеспеченной семье, поэтому родители могли воспитывать его так, как считали нужным. Они воспитывали его правильно, каким-то внутренним чутьём понимая, как с ним обходиться. Это не значит, что гении могут выходить только из обеспеченных семей, и что обеспеченность родителей – главный залог правильного воспитания. Но в данном случае всё сложилось просто идеально. Ниже я приведу несколько цитат из книги о Гленне Гульде, которые очень точно характеризуют основные правильные моменты в воспитании будущего гения.
«Гленн никогда не испытает нехватку ни в чем в своей жизни, и у чувства безопасности, внушенного благополучием родителей будет результат, определивший его характер: он не страдал опасениями и неврозами, порождаемыми опытом бедности, но и никогда не проявлял снобизма, свойственного людям привилегированным.» Очень важный момент. Чувство безопасности, защищенности в семье – один из краеугольных камней в воспитании любого ребенка.
«Как бы там ни было, они создали комфортабельную и стимулирующую среду для своего единственного сына. Большинство людей, которые знали Гульда ребенком, вспоминают его счастливый и симпатичный характер. И сам он всегда говорил, что имел счастливое детство.» Пожалуй, тут и без комментариев всё понятно. Счастливое детство – залог счастливой и продуктивной жизни.
«Ему позволено скорее развивать свои идеи и свою высокую мораль в удалении, будучи свободным от любой удушающей традиции. Он вырастает в защищенной среде, что дает продуктивный результат, и эта среда продолжает защищать его во взрослом состоянии». Это высказывание относится к взрослой жизни Гульда, но, если почитать его биографию, становится понятно, что Гульды жили в спокойном квартале. В их доме было тихо, в их квартале было тихо и спокойно – ничто, кроме музыки, не беспокоило слух Гленна. Это – идеальная среда для развития звуковика.
Родители очень рано заметили склонность Гленна к музыке и приложили все усилия для развития этих навыков: «Когда мальчику исполняется три года, Гульды обнаруживают, что у него абсолютный слух, он безошибочно узнает ноты, ему пропетые. «Как только он начал говорить, он называл каждую ноту четырех или пяти нот аккорда», рассказывает его отец. Флоранс играла со своим сыном в ту же игру, которой Моцарт производил впечатление на свое окружение: она брала сложный аккорд на рояле в гостиной, а ее сын в другом конце дома должен был назвать его ноты. Гленн не ошибался никогда. Мать начинает его учить на фортепиано в три года, и он многое чувствует инстинктивно. Со следующего года он играет по слуху и сочиняет небольшие арии.»
Родители постарались развить способности Гленна, причем, не пытались вписать, например, его режим дня, в общепринятые рамки: «Уже в юности, Гульд ложится поздно и хочет заниматься до рассвета. Берт доходит до того, что разрушает стену дома, чтобы устроить студию, где его сын хранит обширное собрание книг и партитур, располагает оборудование звукозаписи и второй рояль…». Обратите внимание: Гленн Гульд очень много читает – это один из ярких признаков звуковиков. Он пытается понять мир через музыку, ищет эти ответы в книгах. И ему создают все условия для реализации этой его тяги.
Кроме того, с определенного возраста Гленн Гульд начал выступать перед публикой. Вся его общественная деятельность в детский период сводилась к музыке. И хотя школа не была его любимым местом, и там он нашел себя – всё через ту же музыку. Интересно, что в одном из своих интервью он говорит: «В возрасте шести лет я убедил моих родителей, что у меня чрезвычайно чувствительная душа, которая не может быть выставлена на показ перед грубыми мальчиками моего возраста». Родители не остались безучастны – и на целый год отсрочили поступление сына в школу, организовав его домашнее обучение. Однако он никогда не был оторван от общества. И, пожалуй, свойственные ему идеи гуманизма (о них мы поговорим в будущих публикациях о Гленне Гульде) – это результат такой вот вовлеченности в общественную жизнь в детские годы. Он играл для людей, а они слушали его. Причем, его музыка проникала до самых глубин их душ.
После первого концерта своего пятнадцатилетнего сына отец Гульда писал другу:
«Моя жена и я желали всегда, чтобы музыка Гленна могла бы трогать сердца людей таким образом, чтобы изменять их жизнь. Наши молитвы были исполнены в известном смысле. Одна мать позвонила нам после того, как ее сын в возрасте девятнадцати лет услышал Гленна, игравшего в октябре [1947]. Она нам рассказала, что он возвратился из концерта, говоря: «Мама, ты мне говорила, что кто-то есть над нами и есть вечная жизнь. Я тебе никогда не верил в действительности, до тех пор, пока я не услышал сегодня, как играет Гленн Гульд. Теперь я верю».
Родителям звуковиков
Сделаем краткие выводы, рекомендации для родителей, воспитывающих звуковых детей. Звуковикам нужна тишина. Покой. Этим детям очень полезна негромкая музыка, можно классическая – в виде фона, например. Только так они могут развиться. Нельзя давить на них, если вы заметили, что такой ребенок увлечен музыкой – дайте ему возможность заниматься. Если он увлечен чем-то другим – тоже не мешайте ему. Поддержите. Не травмируйте, в любом случае, его слух громкими звуками. И отнеситесь с пониманием к тому, что ему не нравится бывать в школе, к тому, что он не любит шумные компании и ограничивает свой круг общения. Ему нужно уединение и покой для развития. Если вам удастся помочь ему – вполне возможно, что мир увидит еще одного гениального музыканта, физика, математика – у звуковиков много областей, где они могут реализовать себя и с успехом это делают.
Если же вам достался звуковой ребенок и вы захотите вырастить из него, условно говоря «обычного мужика» – знайте – изменить его вы не сможете. Он будет необычным, эксцентричным, в любом случае. В ваших силах – либо помочь ему, развить его врожденные качества, либо, попытавшись «переделать», сделать его несчастным, вогнать в депрессию, довести до самоубийства.
Заметка написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.