«Хранители снов»: съедобное сочетание
Кромешный Pitch-Black, Зубная Фея, Песочный человек, Питер Фрост - наше общее с режиссером Питером Рэмси детство прошло на разных букварях, и родные на Западе персонажи, никаких эмоций у нас вызвать просто не могут. Тем поразительнее результат, которого сумела добиться команда, создавшая «Хранителей снов»: за каких-то полтора часа она сумела не только сплести занимательную историю, но и прочно внедрить новых героев в наши нежные зрительские души, как детские, так и не очень.
Может быть, эффекты тому виной? Может, повелись мы на ослепительно красивые объемные картинки, панорамы и виды? Очень возможно. Каждый раз, когда смотришь очередной три-дэ мультик, кажется, ну всё, ну на этот-то раз предел человеческих возможностей в изображении чудесного и магического достигнут. Ан, нет, появляется новое анимационное кино и становится понятно, что предел опять отодвинут, что пределов, наверное, и вовсе нет.
«Хранители снов» обрушивают на зрителя стремительные полеты, сверкающие битвы, головокружительные превращения - в общем, всё то же, что и предшественники. Но оттенков как будто больше, пространство шире, персонажи полновеснее, материальнее и переживания как-то острее. Лопается озерный лед под коньками маленькой девочки, страшно. Взметается волшебный песок сияющими жгутами, прикольно. С железным грохотом вылетают из ледяного депо дедморозовы сани, восторг неописуемый.
Честное слово, мне было бы довольно и этого. Но Рэмси и Ко пожали плечами на мое «довольно» и в дополнение к красотам выдали целую компанию персонажей - да каких! Санта (он же Северянин, он же Дед Мороз) в казацкой папахе (никаких величественных посохов, в мощных татуированных ручищах две грозные сабли), Пасхальный Кролик - спецагент, рост метр восемьдесят три, характер суровый, не женат. Песочный человек… Вы видели когда-нибудь Песочного человека? Нет? Так вот, он именно такой, как в «Хранителях снов»: миловидный Страшила, взявший всё лучшее от Моцарта и Супермена.
Ну, про Зубную Фею, Питера Фроста и Кромешника я вообще промолчу, хочу, чтобы вы сами посмотрели, оценили всю огромную, как корабль, и тонкую, как швейцарские часы работу по сборке внешности-характера. Однако даже и этой работы команде дебютанта Рэмси показалось мало. Они еще и сюжет выдумали. Впрочем, за этот-то сюжет отдельные критики взялись мультфильм поругивать, дескать, слабо, скучно, обыкновенно. Не согласен категорически.
Визуальная роскошь и простая история - самое съедобное сочетание. Все хорошие сказки просты, как дважды два. Им нужен либо хороший рассказчик, либо хороший иллюстратор. У «Хранителей снов» есть и то и другое. Чертежно-четкая схема (наш-чужой, загадка-разгадка) могла бы показаться недостаточной, если бы не большущий, тщательно выписанный мир, эту схему облегающий.
Вот так всё - раз-раз! и выходит. Понятный даже маленьким детям рассказ про то, как злой решает пакостить всем, а хорошие объединяются, чтобы дать ему отпор, отлично помещается в ту же ячейку, где у нас с детства уложены сказки братьев Гримм и Шарля Перро. И Песочник, и Зубная фея, и Ледяной Джек уже кажутся старинными знакомыми, друзьями даже. В общем, порадовали американские кинематографисты. Такое кино и на Оскар не стыдно выставить. Я бы даже сказал, самое место такому кино на Оскаре.